24
мая заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий
Рогозин провел совещание с директорами отечественных судостроительных
предприятий, на котором жестко потребовал навести порядок в судостроении
и судоремонте.
Вообще-то капитаны судостроения собрались для
того, чтобы познакомиться с новым руководителем Объединенной
судостроительной корпорации (ОСК) Владимиром Шмаковым, которого, как
планировалось, и должен был представить вице-премьер. Но то, что они
услышали после представления вновь назначенного главы ОСК, заставило
присутствующих крепче ухватиться за директорские кресла, которых,
вероятно, часть из них может в ближайшее время лишиться.
Возврат к ручному управлению
Непростой
разговор Дмитрий Рогозин начал, заявив, что терпеть сложившуюся
ситуацию, когда из страны ежегодно выводится огромный объем финансовых
средств за границу вместо обеспечения потребностей отечественных
компаний в новых судах или ремонте, государство не может. Такое
положение просто нетерпимо и дальше не должно продолжаться.
"
Президентом Российской Федерации принято концептуальное решение о
размещении всех заказов по судоремонту и судостроению на российских
мощностях ”
Между тем деньги в
отрасль вкладываются огромные, но отдачи от них пока не видно. Более
того, существуют прямые угрозы срыва планов реализации Государственной
программы вооружения на 2011–2020 годы (ГПВ-2020) в части судостроения и
судоремонта. Для того чтобы этого не допустить, необходимо прямое
вмешательство в критическую ситуацию, выход из которой только один:
прямой диалог между правительством, ОСК и частными компаниями,
работающими в данной сфере. Это крайне необходимо для устранения тех
проблем, которые выявились в последнее время.
Но одними словами
положение уже не исправить. Именно поэтому президентом Российской
Федерации недавно принято концептуальное решение о размещении всех
заказов по судоремонту и судостроению на российских мощностях. При этом
привлечение иностранных партнеров возможно и необходимо, но только при
соблюдении двух следующих условий.
Первое. В случае серьезной
обоснованности требований для их подключения и размещения заказов за
пределами страны. Например, из-за отсутствия должных потенциалов в самой
России. При этом по всем размещениям заказов за пределами страны будут
приниматься персональные решения. «Каждый такой контракт будет проверен
мной лично, – подчеркнул вице-премьер, – и только после моего согласия
как уполномоченного президентом по всему судостроению, включая военное и
гражданское, этот контракт может быть подписан».
Второе. Все
подобные сделки должны быть тщательно проработаны. Речь идет не только
об оформлении документации и прозрачности договоренностей, хотя и это
крайне важно, но и о трансферте технологий, прежде всего по офсетной
схеме. Так работает весь мир. И нам пора к этому переходить, а не
следовать тупой схеме «купи-продай». Необходимо десантировать на
российскую почву новейшие технологии, научные разработки и
капиталовложения. Крупнейшие страны, которые закупают для себя
вооружения и военную технику, активно используют именно офсетные
соглашения. При этом они не только приобретают необходимую для своих
нужд технику гражданского и оборонного назначения, но обусловливают эти
сделки привлечением инвестиций, передачей технологий, созданием
совместных предприятий и получением зарубежных активов.
Уже в
ближайшее время Дмитрий Рогозин проведет серию совещаний с крупнейшими
компаниями – заказчиками морской гражданской техники для освоения
перспективных месторождений (Газпром, Роснефть, Совкомфлот и другими),
на которых будут обсуждены вопросы, связанные с определением
потребностей в таких судах.
Без стратегии
Раздражение у
вице-премьера вызвала странная ситуация, когда заказчики пытаются
разместить заказ, а судостроители под различными предлогами отказываются
от таких сделок, находя для этого различные причины. «Эти игры между
промышленностью и заказчиками надо заканчивать, – сказал он. – Один
предлагает посмотреть сайт компании – там якобы все написано, а другой
не знает, где эти заказы размещать, в какие сроки, какие объемы средств
предполагается вложить. Все должно быть приведено к единой схеме
синхронизации потребностей и спроса».
Коллаж Андрея Седых
Это
важно еще и потому, что государственный оборонный заказ (ГОЗ) в
соответствии с ГПВ-2020, под которую выделено 23 триллиона рублей до
2020 года, постоянно расширяется. Поэтому крайне необходимо принять
решение относительно того, какие мощности могут быть задействованы под
ГОЗ, а какие следует достроить или модернизировать. Нужно уходить от
бумажной писанины и заниматься конкретными инвестициями в
инфраструктуру, созданием новых производств, строительством конкретных
объектов.
В связи с этим удивляет отсутствие стратегии
Объединенной судостроительной корпорации, что Дмитрий Рогозин назвал
совершенно недопустимым. По его словам, в правительстве просто уже
устали ждать, когда же она появится. Именно провал на данном
направлении, когда ОСК не смогла представить элементарных концептуальных
документов, привел к отставке прежнего руководства корпорации. Новый ее
глава Владимир Шмаков пообещал представить президенту России такой
документ уже в ближайшей перспективе. По словам вице-премьера, он может
полностью рассчитывать на поддержку правительства в этой работе.
Такой
документ должен не просто иметь красивое название, а стать настоящей
«дорожной картой» судостроения России. В стратегию развития ОСК следует
включить два наиважнейших элемента: оборонный и гражданский. Разорвать
их невозможно. Только за счет перекрестного финансирования можно поднять
отрасль. Ведь ситуация складывается по-разному – случается есть ГОЗ, а
гражданских заказов нет, но бывает и наоборот. Дмитрий Рогозин призвал
при реализации крупных контрактов по гособоронзаказу использовать
мощности гражданской промышленности. Тут нужны единый управленческий
подход и видение ситуации на долгосрочную перспективу. Причем такие
планы могут и должны осуществляться в теснейшей кооперации и координации
действий с крупнейшими потребителями – Газпромом, Роснефтью,
Совкомфлотом и рыболовецким флотом.
Не исключено, что потребуется
пересмотреть принятые федеральные программы, включая ФЦП «Развитие
гражданской морской техники на 2009–2016 годы» и «Развитие транспортной
системы России на 2010–2015 годы», сделав в них акцент на финансировании
глубокой модернизации производственных мощностей и строительстве новых
верфей. Как отметил вице-премьер, на примере верфи ОАО «Дальневосточный
завод «Звезда» уже ясно, что в целях обеспечения потребностей Роснефти в
судах для работы на шельфе «необходимо сдвигать влево финансирование из
средств федерального бюджета – с 2016 на 2014 год». Выделение средств в
ограниченных объемах себя не оправдает.
Что делать
Как
показывает практика, успех достигается не только благодаря исправному
поступлению денежных средств. Они, как уже отмечалось, в последнее время
направляются по назначению в немалых количествах и регулярно. Причина
неудач и в нравственной нечистоплотности отдельных руководителей.
Дмитрий Рогозин обвинил дальневосточников в том, что они скрывали
информацию о проблемах завода «Звезда». В результате заказ на
строительство важного объекта был сорван и затянут на 10 месяцев.
Коллаж Андрея Седых
Судостроение
имеет стратегическое значение для страны. Неужели это всем непонятно,
неужели некоторым ответственным работникам трудно было довести до
правительства информацию о возникших проблемах? Вице-премьер потребовал
докладывать напрямую обо всех проблемах, связанных с производством и
строительством. «Мы найдем время, чтобы разобраться в этом», – заявил
он.
Однако градус недоверия столь велик, что Дмитрий Рогозин
распорядился установить в цехах «Звезды» видеокамеры для получения
объективной информации о ходе строительства и ремонта кораблей. Такую
линию подключат к ситуационному центру правительства. Вице-премьер
предлагал это сделать еще полгода назад во время посещения завода. Но
тогда руководство предприятия и отрасли нашло массу причин, чтобы
заблокировать выполнение данного распоряжения. «Почему же невозможно
наладить элементарную линию связи в ХХI веке? – обратился он к
директорам с вопросом. – Или мы за вас должны ситуацию выправлять?
Должностные лица, допустившие отставание в строительстве объекта на 10
месяцев, не реагировавшие на запросы центра и фактически проявившие
халатность, должны быть наказаны».
В гражданском судостроении
необходимо устранить сложившийся перекос и в распределении денег с
научно-исследовательских работ (НИР) на модернизацию производства,
строительство верфей. Соответствующее поручение сейчас готовится. «НИР
много, бумаг много, а кораблей как не было, так и нет. Почему? – спросил
Дмитрий Рогозин. – Нужны ли нам НИР – конечно, нужны! Но превращать все
денежные средства, которые государство направляет в судостроение, в
очередной бумажный поток непонятных документов мы не можем. Надо
заканчивать с этим».
Стратегия развития ОСК должна также
предусматривать совершенствование модели корпоративного управления
дочерними и зависимыми обществами. Необходимо проанализировать
эффективность региональных центров судостроения в виде ОАО. Для этого
новому руководителю ОСК будут предоставлены все необходимые полномочия, в
том числе кадровые.
В «дорожную карту» следует включить
возможность государственно-частного партнерства (ГЧП), заложив в нее
привлекательные для бизнеса положения. При столь масштабных задачах,
стоящих перед отраслью, реализация всех программ только за счет
федерального бюджета невозможна. Это касается и гособоронзаказа. Тем
более что нет никаких проблем для осуществления ГЧП при реализации ГОЗ.
Особый
разговор – по кораблям ВМФ, требующим ремонта. Надо не ждать захода их в
док, а заранее заказывать агрегаты под замену. Для этого необходимо
проводить предварительную дефектацию в море. На таких кораблях должны
присутствовать закрепленные за ними представители судоремонтных заводов.
Тем более что план по судоремонту Главный штаб ВМФ представил и можно
легко рассчитать, когда и какой корабль станет к стенке.
«Вот это и
будет настоящий аутсорсинг, о котором Сердюков много говорил, но свел
все к раздаче всего частным лавочкам, – пояснил Дмитрий Рогозин. –
Настоящий аутсорсинг – в постоянном совместном взаимодействии армии,
флота и промышленности, смене их ролей на разных этапах жизненного
цикла».
Когда корабль передается флоту, это вовсе не означает, что
судопромышленность может забыть про него. Отрасль должна его
сопровождать, в том числе на учениях, снимать показания и замечания. И
такой диалог давно пора наладить. «Мы одна команда, – подчеркнул
вице-премьер. – Мы не должны разрывать производственные связи, как это
было раньше».
В скором времени будут пересмотрены и многие
контракты, заключенные при Сердюкове с молчаливого согласия, к
сожалению, предыдущего совета директоров ОСК. Входившие в его состав
руководители тоже несут полную ответственность за то, что кивали и
поддакивали при заключении контрактов по заведомо заниженным ценам.
«Можно, конечно, прибить промышленность молотком по голове, но только
потом это все равно вылезет, – с возмущением сказал Дмитрий Рогозин о
вопросе ценообразования. – А чем сейчас закрывать будем этот дефицит
средств?».
" Все острее звучит вопрос нехватки профессиональных кадров в связи с резким увеличением гособоронзаказа ”
Данная
проблема доложена президенту, и в конце июля по ней состоится серьезный
разговор. В случае необходимости будет произведен аудит, подготовлено
обращение в Счетную палату по всем контрактам: насколько они реализуемы.
Этому поспособствует и новый гибкий закон о ГОЗ, который заработает с 1
января 2014 года. Пока же приходится сделать вывод: многие из
подписанных контрактов ущербны.
Все острее звучит вопрос нехватки
профессиональных кадров в связи с резким увеличением гособоронзаказа,
прежде всего высококвалифицированных рабочих, инженерно-технического
персонала. Дмитрий Рогозин призвал смелее искать их, в том числе за
пределами Российской Федерации. В качестве примера привел ульяновский
авиазавод «Авиастар», на который приехали первые восемь
высококвалифицированных молодых специалистов с Ташкентского авиазавода –
наших соотечественников. Им будет обеспечено получение экстерном
российского гражданства. Вице-премьер готов сам рассматривать списки
таких профессионалов, чтобы решать с президентом вопросы гражданства.
Минпромторгу и Минобрнауки он поручил в кратчайший срок представить
предложения по данному вопросу, предусмотрев подготовку и переподготовку
персонала.
В ближайшее время усилится и роль Морской коллегии при
правительстве Российской Федерации. Соответствующее поручение
готовится. Будет установлена персональная ответственность руководителей
за неукоснительное соблюдение сроков исполнения всех принятых решений.
В
заключение Дмитрий Рогозин сказал, что правительство не потерпит срыва
программы судостроения. Страна должна доказать всем, что, несмотря на
огромные проблемы, имевшие место в судостроении в последние годы,
отрасль способна их преодолеть, опираясь на свой потенциал и высочайший
профессионализм.